Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи

Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи

Цель: учить учеников понимать прямой и переносный смыслы пословиц и поговорок, уместно использовать их в собственной речи; связывать с жизненными ситуациями; развивать устную и письменную речь, творческое воображение; обогащать словарный запас, расширять кругозор учеников; воспитывать любовь к художественному слову, оказывать содействие получению эстетичного наслаждения от него.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к малым фольклорным жанрам, сборнику произведений с пословицами. Теория литературы: ученическое произведение, пословицы, поговорки, прямое и скрытое содержание произведения.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- Кому из нас не хочется быть хорошим собеседником, с которым интересно общаться? Кто не хотел бы иметь много друзей? Кто не мечтал достичь успеха в каких-то переговорах? А это в значительной мере зависит от того, насколько хорошо мы владеем языком, средствами выразительности, приемами убеждения. Среди популярных художественных средств — пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Научиться уместно, тактично и правильно употреблять малые фольклорные формы и является нашей задачей на сегодняшнем уроке и в дальнейшем.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

• Определите недостатки этого высказывания.

Я очень хорошо понимаю, что необходимо старательно учиться в школе. Вьетнамцы говорят: «Чтобы быть человеком — учись неустанно». Арабы же отмечают: «Садись ежедневно на коня и хорошим всадником станешь». Необходимо учить читать книги каждый день, ведь «работящий человек не показывает пальцем на завтрашний день» (венгерская пословица). Персы в седую давность говорили, что «одна мудрая книга более дорогая за наибольшее богатство», а россияне — «будешь книги читать — будешь все знать» и «ум без книги — что птица без крыльев». (Накопление большого количества пословиц).

• Выясните, что неправильное в этом высказывании. Однажды мы решили сделать генеральную уборку в своем классе. Дружно взялись за дело. Алена поливала цветы, так старалась, что даже на полу остались лужи. Петя вытирал стенд, подпрыгивал, чтобы достать по возможности выше, но упал вместе со стендом. Девочки захотели подметать и поссорились из-за веника. Пыль вплоть до потолка, шум, гам — весело! Мы так гордились собой, что взялись убирать сами и порадовать классного руководителя. Правда, в скором времени все устали и пошли домой. А школьной уборщице тете Гале пришлось еще долго наводить порядок в классной комнате. Недаром же говорит японская пословица: «С добротой одного сердца и тысяча талантов не сравнится». (Эта пословица не подходит к данному случаю. Лучше было бы «Где много кухарок, там похлебка нехорошая» (турецкое) или «У семи нянек и дитя без глаза» (русское) или «Доброе начало – хорошее дело, и хороший конец — еще лучше» (шведское)).

IV. Формирование умений и навыков учеников, развитие связной речи.

1. Обработка памятки к написанию произведения по пословице.

Памятка.

1) Выбери пословицу, которая тебе больше всего по душе и содержание которой ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и вывод.

4) Напиши произведение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши опрятно произведение в тетрадь, придерживаясь орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Объем произведения — приблизительно 2/3 страницы.

7) Заголовком произведения будут выбраны пословицы. Оно должны прозвучать во вступлении или в выводе.

2. Пословицы для произведения.

Правда — как дерево: всегда из воды вытекает (румынское). Доброе слово мало стоит, а слышится далеко (португальское). Не смотри на шапку, а смотри под шапку (болгарское). Ржавчина железо ест, зависть — людей (китайское). Лучшее, что есть у человека, — это верный друг (арабское). Тот не человек, кто добра не делал (азербайджанское). Как постелешь, так и выспишься (английское). Каждая лиса свой хвостик хвалит (польское). (Можно выбрать и другие пословицы).

3. Образец произведения по пословице.

Не смотри на шапку, а смотри под шапку.

Мне очень нравятся пословицы и поговорки народов мира. Они интересные, остроумные, познавательные, их можно применять как аргумент (доказательство) в разных жизненных ситуациях. Пословицы подмечают самое существенное в жизни, учат мудрости, честности и порядочности. В этом я убедился, когда к нам в гости во время каникул приехал мой двоюродной брат. Он был в очень модном джинсовом костюме и бейсболке. Рассказывал, что дома имеет компьютер последнего поколения, скоростной Интернет. А игр у него сколько! И во всех он достигает высочайшего уровня! Мне немного аж завистливо стало. Пошел разгадывать кроссворд. Как на зло, на два вопроса никак не мог найти ответы. Пришлось обратиться к брату Николаю, он же старше на год. Но тот не знал ничего ни о наибольшем озере в мире, ни о спутниках планет, ни о касатках. И простейшую задачу по математики выполнить не смог.

Тогда я и вспомнил болгарскую пословицу: «не смотри на шапку, а смотри под шапку». Есть еще и русская пословица об этом: «Встречают по одежде, а провожают по уму». А вот японское: «Позолота слезла, а Будда под ней деревянный».

Итак, как свидетельствует народная мудрость, человека необходимо оценивать не только по внешнему виду, материальным достаткам, а и по уму и хорошим поступкам.

4. Составление произведений на черновиках.

5. Зачитывание произведений. Комментарии, замечания учителя.

6. Оформление работ в тетрадях.

V. ДОмашняя задача.

Оформить произведение по пословице в чистовом варианте.

VI. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу.

• по моему мнению, наилучшее произведение было у… (лучше всего работал(ла)…).

Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи
26th Ноя 2012
Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи
 
Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи
Главная
Все права защищены © 2012 Сочинения, изложения, краткие пересказы произведений разных авторов, характеристики героев посмотреть и скачать бесплатно на Помощь Гуру!. HelpGU.RU это отличные сочинения по литературе новейшие краткие и полные содержания школьных произведений ГДЗ характеристики героев критические статьи другими словами все самое необходимое для школьника и студента при подготовке к литературе и русскому языку
Тема. Произведение по пословицам. Развитие связной речи